ЭКВМ.РФ

Журналы и отдельные статьи из них о калькуляторах, вычислениях и ПМК.

Журналы и отдельные статьи из них о калькуляторах, вычислениях и ПМК.

В архивах собраны материалы публиковавшиеся в различных советских масссовых изданиях. Иногда в архиве полные номера но иногда встречаются и отдельные страницы. По текстовым ссылкам и нажатии на превью можно скачать zip архивы для изучения и работы. Архивы были пересланы мне довольно давно и я благодарен за эти файлы которые теперь доступны пользователям Библиотечки.
Конечно же это только часть опубликованного но возможно в будущем будут оцифрованы и станут доступны и прочие материалы.

ХАКЕР №10 2015
Статья "Погружение в Хаос". Автор Андрей Письменный, [ apismenny@gmail.com ]

Хакер №10 [201] (октябрь) (2015) [147 Мбт]


«Хакер» №10 [201] (октябрь) (2015) [147 Мбт]

Статья о «Chaos Constructions 2015». Небольшая её часть посвящена стенду и семинару по ПМК и ЭКВМ отечественных серии "Электроника" с фотографиями.

Не ищите журнал Хакер в продаже!

С 19 июня 2015 года было принято окончательное решение и журнал перестал выходить на бумаге.
Печатная версия больше не выходит!


Скачать архив zip с журналами «Юный техник» Скачать архив zip с журналами «Юный техник» Скачать архив zip с журналами «Юный техник» Скачать архив zip с журналами «Юный техник»


«Юный техник»

В нескольких номерах журнала (1985 №1,3,7,8) рубрика «ЭВМ в твоих руках». В архиве номера полностью. Это серия из 4х небольших статей о работе с калькулятором (не программируемым).
Для "визуального" узнавания приведены превью нескольких страниц, нажав на которые можно скачать архив:

1985 № 1 [стр. 32 журнала] Вводная статья. «Уроки сделаны, гулять поздно, книга прочитана... Чем заняться? Можно поиграть с калькулятором.»

1985 № 3 [стр. 58 журнала] «Ошибка шевалье де Мере» О теории вероятности, возможности высчитывать вероятности в Спортлото и немного развлечся вечером с калькулятором

1985 № 7 [стр. 54 журнала] «Тайна вавилонской клинописи, логистика», , «Зоркий глаз, твёрдая рука и квадратные уравнения» (рассказывается о ПУАЗО приборе управления зенитным огнём и математических уравнениях для его работы), «Расчёт и красота» (о понятии золотого_сечения и его применимости в исскустве, архитектуре и других областях), «Докопаемся до корня» (понятия последовательности приближения на примере извлечения корней), «Давайте поиграем» (рациональный расчёт маршрута при необходимости посещения многих городов/важных мест... решение задач логистики).

1985 № 8 [стр. 44 журнала] «Путешествие в космос». Крайне интересная и занимательная хоть и фантастическая задача о рациональной заправке двумя видами топлива космического корабля.

1991 № 8 [стр. 73 журнала] «Микрокалькулятор, а ещё таймер-секундомер». Три страницы с описанием несложной приставки к калькулятору с которой он становится таймером-секундомером.

Скачать «Пионерия»
«Пионерия».
Цикл статей КЛИП (Клуб Любителей Игровых Программ),
опубликованных в журнале Пионерия 1-12 номер за 1990 год и 1-4 номер за 1991 год.
Публикуются игровые программы для ПМК.

Пользователь Электромонтёр отсканировал, собрал в файл djvu и прислал для Библиотечки этот ранее не встречавшийся в электронном виде материал.

Скачать Библиотечку журнала «Одноклассник»
Спецвыпуск Библиотечки журнала «Одноклассник» (бывший «Пионерия») на 16 страницах.

Программы спецвыпуска:

«Сыщик» автор игры Гурин П.
«Звёздный боец» автор игры Чурсанов С.
«Папаго» автор игры Трофимчук В.
«Автогонки» автор игры Храмов М.
«Клондайк» автор игры Щекалёв А.
«Шахматы» автор игры Чегодаев С.
«Вратарь» автор игры Лазарев В.
«Водная змея» автор игры Шинкевич С.
«Менеджер» автор игры Хажинский О.

Если кто из пользователей пробует разбирать и работать с программами из «Пионерия» за 1990 год - в этом материале исправляются неточности в публикациях рубрики КЛИП за 1990 год.
Помимо девяти игр на страницах спецвыпуска Владимир Сивицкий (руководитель территориального отделения КЛИП на Западной Украине в то время) рассказал о своём игровом опыте на ПМК и поделился советами как составлять "фирменные" программы.

Пользователь Электромонтёр отсканировал, собрал в файл djvu и прислал для Библиотечки этот ранее не встречавшийся в электронном виде материал.


Одним архивом: печатные издания клуба КЛИП «Бюллетень КЛИП» (два номера) и «ЭКСПРЕСС» (ещё 12 выпусков).
Материалы печатались на двух сторонах листа и складывались пополам в брошюру.
Именно поэтому файлы сканированы попарно (лицевая/оборот) - если распечатать то можно получить персональную_бумажную_копию.
Стоит предупредить желающих ознакомиться с программами что форма записи, принятая в КЛИПе была при помощи своеобразного языка, пожалуй единственым но неоспоримым достоинством которого была возможность набирать программы для ПМК на стандартной пишущей машинке.
Назывался он УНИКАЛ-2 и описывался в первом номере Биллютеня.
Файлы изначально были найдены на авторском сайте Владимира Викторовича Трофимчука, который в 1991 году был издателем бюллетеня «ЭКСПРЕСС».

Оглавление архива:

Бюллетень КЛИП №1
1. "Фондовая биржа" автор игры Сергей Блищавенко, г. Чебоксары
2. Описание языка Уникал-2, автор статьи Михаил Храмов
Бюллетень КЛИП №2
1. "Агрессия" автор игры В.Куняев, г. Псков - Ленинград.
2. "Бродяга" автор игры Михаил Храмов (?), г. Самара
3. "Комиссар полиции", автор игры А. Щекалев, г.Пермь
Экспресс №1
1. "Сталкер" автор игры Владимир Трофимчук, г.Владивосток
2. "Сказка" автор игры Владимир Трофимчук, г. Владивосток
Экспресс №2
1. "Орегон" автор игры Сергей Чурсанов, г. Самара
2. "Фантастика" автор игры В. Трофимчук, г. Владивосток
3. "Орегон-2" авторы игры Иван и Василий
Экспресс №3
1. "Элита" автор игры В. Сивитский
2. "Комбинат" автор игры С. Блищавенко
3. "Королевство" автор игры Б. Воронкович
4. "Видеосалон" автор игры Сергей Бекетов
Экспресс №4
1. "The Goonmaster" авторы игры К. Бокач и А. Грубин
Экспресс №5
1. "Аэропорт", автор неизвестен
2. "Вирус", автор неизвестен
3. "Диспетчер" автор игры П. Аронович
4. "АЭС", автор Юрий Пшеник
Экспресс №6
1. "Сокобан" автор игры В. Трофимчук, г. Владивосток
2. "Долина", автор игры В. Трофимчук, г. Владивосток
3. "Роботекс", автор игры В. Трофимчук, г. Владивосток
Экспресс №7
1. "Стингер", автор игры Сергей Чурсанов, г. Самара
2. "Тропа", автор игры Ю. Волков
3. "Кладоискатель", автор игры Сергей Чурсанов, г. Самара
4. "Космическая станция", автор игры Сергей Чурсанов, г. Самара
5. "New rally", автор игры Сергей Чурсанов, г. Самара
Экспресс №8
1. "Борт-69" автор игры Сергей Шинкевич
2. "Рыцарь" автор игры В. Трофимчук, г. Владивосток
3. "Bosconien", автор игры В. Трофимчук, г.Владивосток
4. "Погоня", автор игры Сергей Шинкевич
Экспресс №9
1. "Защитник" автор игры Д. Моргунов
2. "Полигон" автор игры А. Астафьев
3. "Биоценоз" автор игры Юрий Пшенник
4. "Домино-вундеркинд" автор игры С. Беляев

Экспресс №12 (1)
1. "Тутанхамон" автор игры Сергей Чурсанов
2. "Командос" автор игры В. Трофимчук
3. "Тир" авторы игры Сергей Тарасов и А. Клишин
Экспресс №12 (2)
4. "Тетрис" автор игры Д.Моргунов, г. Сочи
5. "Тетрис" автор игры А.Михолап, г. Тула
6. "Поединок на орбите" автор игры Игорь Вершинин, г. Волгоград
7. "Vertol" авторы игры Сергей Тарасов и С. Чегодаев
8. "I.C.P." автор игры А. Михолап, г. Тула
9. "Полет в созвездие черных дыр" автор игры Анатолий Гришин, г. Владивосток
Экспресс №12 (3)
10. "Посадка гравилёта" авторы игры К. Филатов
11. "Рыбалка" автор игры А. Лотохов
12. "Шашки 13-new" автор игры Анатолий Гришин, г.Владивосток
13. "Спартак" автор игры Куняев
14. "Проститутка" автор игры Андрианов, г.Ленинск
15. "Alaram" автор игры С. Шинкевич, г. Новосибирск

Журнал «Математика Кибернетика» 1987 №11, «Игры с микрокалькулятором» Бойко А. Б.


«Математика Кибернетика» 1987 №11, «Игры с микрокалькулятором» Бойко А. Б.

Брошюра «Игры с микрокалькулятором» Бойко А. Б. содержащая пятнадцать игровых программ для одного из самых массовых отечественных программируемых микрокалькуляторов «Электроника Б3-34», поможет не только увлекательно провести время.
Внимательный читатель найдёт на её страницах немало интересных примеров программирования.
Алгоритмы и комментарии к программам помогут разобраться в их структуре и самостоятельно составить программу игры для микро-ЭВМ «Электроника МК-85», «Микроша», «Электроника БК-0010» и др.
Предназначена широкому кругу читателей - всем, кто хочет углубить свои знания в области микровычислительной техники.

  • Как работать с книгой и программами.

    Если программы помечены «*», это значит, что программу без малейших изменений можно вводить не только в Б3-34, МК-54, МК-56 но и в калькуляторы «Электроника МК-61» и «Электроника МК-52».
    В случае если звёздочка у названия программы отсутствует, а её планируется использовать в МК-61 и МК-52 предлагаются два способа, описанные на четвёртой странице брошюры.
    Для того чтоб разобраться с программами внимательно прочитайте четвёртую страницу брошюры.

    В первую очередь пользователю настоятельно рекомендуется разобравшись в программе и алгоритме, самостоятельно составить новую программу, используя все возможности своего персонального вычислителя.

    Второй способ заключается в том чтоб заменить две отсутствующие команды в МК-61/52 последовательностью других команд. Фрагменты замены можно выносить в подпрограмму или встраивать в программу. Если фрагмент встраивается в программу, необходимо одновременно скорректировать адреса всех условных и безусловных переходов, включая адреса переходов ещё четырёх команд.
    Поскольку спецзнаками набирать здесь крайне неудобно просто посмотрите четвертую страницу.

  • Это особо интересно в книге.

    Программа «Поездка по городу» крайне необычна и довольно сложна использованием различных знаков дорожного движения, сигналов светофоров и иных условий дорожного движения. В процессе игры можно использовать как планом родного города/населённого пункта так и тетрадным листом в клетку. Управление осуществляется клавишами "0", "4", "6", "8" ("стоп", "влево", "вправо", "вперёд" соответственно). ВПо окончанию игры оценивается "длина маршрута или количество кварталов, мимо которых пролегал маршрут" и "число допущенных нарушений ПДД".

    Рассматривая блок-схему игры на странице 27 обратите внимание на фрагмент, изображённый слева в нижней части блок-схемы. Он непривычен для программирующих на языках отличных от ЯМК/РЯМК но этот блок часто можно встретить в программах для ПМК и ЭКВМ где одни и те же команды могут выполнять различные функции в зависимости от того, откуда передано управление.

  • Перечисление программ сборника и их авторов.

    Редко когда сохраняется авторство той или иной программы для ПМК. И тем не менее авторы игр, включённых в этот сборник заслуживают того чтоб перенабрать их.

    «Магический квадрат» - М. Вахтеров из Москвы
    «Жонглёр и шарик» - М. Шарий, Н. Узденников из Донецка
    «Одномерный кубик Рубика», «Кольцо с секретом», «Поездка по городу» - Г. Славин из Тарту
    «Регата» - Г. Гурьянов из Москвы
    «Три шашки» - В. Рыбинский из Москвы
    «Африканское сафари» - В. Кононов из Курска
    «Кто первый» - Г. Белавин из Риги
    «Учебный полёт» - С. Чуприна из Новороссийска

    В. Кононов написал также НОВЫЙ вариант игровой программы для игры А. Несчётного из Ленинграда - «Охота на лис».

    Так же множество материалов, программ, статей и КОНСТРУКЦИЙ внешних устройств для ПМК публиковалось в различных журналах. "Выжимка" (то есть только материалы для ПМК) собраны в zip архивы которые вы можете скачать по ссылкам ниже.

    «Химия и Жизнь»

    «Моделист - Конструктор»

    «Наука и Жизнь»

    «Радио»

    «Техника Молодёжи»

  • Сайт разработчика и производителя ЭКВМ, принадлежностей, модулей расширения и прочих лабораторных приборов и устройств









    254 игровых программ для ПМК (программируемых микрокалькуляторов)МК-52, МК-61 НЕ ПУБЛИКОВАВШИЕСЯ В ПЕЧАТИ. История создания. Описания, тексты программ, ссылки на авторов.

    Путь к Земле («Кон-Тики»).

    Пользователю ПМК и ЭКВМ. Представление, продажа и ремонт ЭКВМ в СПб.

    СПб.  Сегодня в Ленинграде:
    Прогноз погоды на неделю в Ленинграде.
    www.pogoda.by